Оценка метапредметных результатов освоения учебного предмета «Искусство»
Аннотация. В данной статье описывается специфика предмета «Искусство», выделяются результаты освоения учебного предмета и акцентируется внимание на метапредметных результатах. На основе приёма самоменеджмента показана возможность оценить метапредметные результаты учебного предмета.
Ключевые слова: Учебный предмет «Искусство», результаты освоения учебного предмета, приёмы самоменеджмента.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту среднего (полного) общего образования требованиями к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы являются личностные, метапредметные и предметные. Рассмотрим специфику метапредметных результатов.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной практической деятельности учащихся, и отражают умения:
- самостоятельно ставить новые учебные, художественно-творческие задачи и осознанно выбирать наиболее эффективные способы их решения;
- адекватно оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- осуществлять контроль по результатам и способам действий и вносить необходимые коррективы;
- устанавливать причинно-следственные связи; рассуждать и делать умозаключения и выводы; владеть логическими действиями определения понятий, обобщения, установления ассоциаций, аналогий и классификации;
- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, находить общее решение;
- пользоваться информационно-коммуникативными технологиями (ИКТ — компетенции);
- эстетически относиться к окружающему миру (преобразовывать действительность, привносить красоту в окружающую среду, человеческие взаимоотношения);
- самостоятельно организовывать свой культурный досуг.
Для эффективного достижения метапредметных результатов учебно-познавательная деятельность обучающихся может быть направлена на усвоение приёмов самоменеджмента при выполнении учебных заданий. Самоменеджмент определяют как “сложную социально-психологическую систему, знание законов развития и технологии которой позволяет выйти на качественно новый, интегративный результат — самоорганизацию”, “науку и искусство эффективного применения базовых ресурсов личности” . Среди приёмов самоменеджмента выделяют ежедневное/месячное/годовое планирование (А.Т. Хроленко), матрицу Эйзенхауэра, метод многокритериальной оценки (С. Кови), построение интеллект-карт (С.В. Бехтерев, Т. и Б. Бьюзен, М.Е. Бершадский) и другие.
На уроках «ИСКУССТВА» в процессе работы с обучающимися по достижению метапредметных результатов был выбран приём самоменеджмента «Жёстко-гибкое планирование».
Рассмотрим особенности приёма самоменеджмента «Жёстко-гибкое планирование» . Выделяют следующие виды задач при планировании:
- «жёсткие» задачи — привязанные к конкретному моменту времени;
- «гибкие» задачи — не привязанные к жёсткому времени, не имеющие конкретного момента времени для их решения;
- «бюджетируемые» задачи — крупные приоритетные задачи, не имеющие жёсткого срока исполнения, но требующие большого ресурса времени.
Согласно технологии жёстко-гибкого планирования, необходимо выполнить следующие шаги :
1. На сетке времени в ежедневнике отметить жёсткие задачи, для которых известно точное время, заложить резерв времени на непредвиденные обстоятельства.
2. Составить список гибких задач, используя чистую половину листа ежедневника.
3. В списке гибких задач выделить ярким цветом наиболее приоритетные задачи, не более 2-3.
4. «Бюджетировать» время на крупные приоритетные гибкие задачи. Рядом с задачей указать примерное количество времени, необходимое для её решения.
5. В ходе дня выполненные задачи вычёркивать. Невыполненные задачи переносить на следующий день.
Данный приём был использован в процессе преподавания учебного предмета «ИСКУССТВО». Специфика предмета «ИСКУССТВО» в школе для обучающихся 8-9 классов – раскрыть историю не одного или нескольких видов искусства разных стран и народов, не историю стилей и жанров, не отдельные проблемы видов художественного творчества, а взаимосвязи между явлениями искусства, проблемами, теориями, видами искусства. Отличие от других учебных дисциплин гуманитарного цикла – предмет «ИСКУССТВО» имеет полипредметную основу.
Цель учебного предмета — развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как социально-культурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.
Основные задачи учебного предмета:
- формировать целостное представление о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;
- воспитать художественный вкус;
- овладеть культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетенциями;
- создать условия для культурной адаптации учащихся в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;
- создать условия для живого общения обучающихся с произведениями мирового искусства на уроке;
- воспитать потребности к самостоятельному духовному освоению художественных ценностей: развивать воображение, творческие способности.
Содержание курса представлено содержательными линиями: «Искусство как духовный опыт человечества», «Современные технологии в искусстве».
При проведении урока по теме «Массовые, общедоступные искусства» в 9 классе ученикам было предложено самостоятельно спланировать свою учебно-познавательную деятельность, расписав жёсткие и гибкие задачи по датам их выполнения. Так, среди жёстких задач ученики выделяли следующие:
- Узнать о видах искусства, связанных с техническим прогрессом.
- Узнать, что такое фотография.
- Узнать, чем фотография отличается от живописи.
- Узнать историю кино.
- Узнать, что объединяет литературу и кино.
- Узнать, как создаётся телевизионная продукция.
- Узнать о синтезе искусств на телевидении.
- Узнать об изобразительной природе кино.
- Узнать о строении сюжетной линии кино и др.
Список гибких задач содержал следующие виды деятельности:
- Найти в справочной литературе объяснения принципов работы фотоаппарата.
- Сделать компьютерную презентацию на одну из тем.
- Подобрать фильмы с элементами компьютерных эффектов.
- Узнать о происхождении какого-либо жанра.
- Сделать альбом популярных песен и др.
Ученики также определяли ценность использования жёстко-гибкого планирования, что позволяет оценить их осознанность при самостоятельном формировании универсальных учебных действий. Для учеников ценными являются:
- Стремление узнать о каких-либо видах искусства.
- Умение разделять общие задачи на важные и менее важные, что упрощает их выполнение и сокращает время, затрачиваемое на них.
- Умение сконцентрироваться на своих целях.
- Возможность использовать жёстко-гибкое планирование при подготовке к экзаменам.
- Умение распределять свои возможности.
- Умение планировать свободное время.
- Умение распределять знания.
- Возможность выбирать и оценивать важность и необходимость задачи.
- Возможность для самосовершенствования.
Таким образом, чтобы помочь обучающимся в самостоятельной постановке учебных задач, а затем в адекватной оценке их выполнения, на любом учебном предмете, в том числе на учебном предмете «ИСКУССТВО», могут быть использованы приёмы самоменеджмента. Ценностная составляющая результата использования учениками данных приёмов заключается в появлении чувства уверенности в правильности распределения своего учебного и внеучебного времени.
Список литературы
1. Сергеева Г.П. Искусство. 8-9 классы [Текст] / Г.П. Сергеева. - М.: Просвещение, 2011 (с соблюдением требований, заложенных в Стандартах второго поколения)
2. Сергеева Г.П., Кашенкова И.Э., Критская Е.Д. ИСКУССТВО, 8-9 классы [Текст] : учебник для общеобразовательных учреждений / Г.П. Сергеева, И.Э. Кашенкова, Е.Д. Критская.- М.: Просвещение, 2011.-191 с.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Среднее (полное) общее образование [Текст]. - Режим доступа : http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=4100
4. Ахроленко А.Т. Самоменеджмент: для тех, кому от 16 до 20 [Текст] / А.Т. Хроленко.-М.: Экономика. 1996.- 139 с.