Официальный сайт МОУ СОШ №14 г. Кимры

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Оценка метапредметных результатов освоения учебного предмета «Искусство»

Оценка метапредметных результатов освоения учебного предмета «Искусство»

Аннотация. В данной статье описывается специфика предмета «Искусство», выделяются результаты освоения учебного предмета и акцентируется внимание на метапредметных результатах. На основе приёма самоменеджмента показана возможность оценить метапредметные результаты учебного предмета.

Ключевые слова: Учебный предмет «Искусство», результаты освоения учебного предмета, приёмы самоменеджмента.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту среднего (полного) общего образования требованиями к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы являются личностные, метапредметные и предметные. Рассмотрим специфику метапредметных результатов.
 

Метапредметные результаты  характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной практической деятельности учащихся, и отражают умения:

- самостоятельно ставить новые учебные, художественно-творческие задачи и осознанно выбирать наиболее эффективные способы их решения;

- адекватно оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

- осуществлять контроль по результатам и способам действий и вносить необходимые коррективы;

- устанавливать причинно-следственные связи; рассуждать и делать умозаключения и выводы; владеть логическими действиями определения понятий, обобщения, установления ассоциаций, аналогий и классификации;

- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, находить общее решение;

- пользоваться информационно-коммуникативными технологиями (ИКТ — компетенции);

- эстетически относиться к окружающему миру (преобразовывать действительность, привносить красоту в окружающую среду, человеческие взаимоотношения);

- самостоятельно организовывать свой культурный досуг.

Для эффективного достижения метапредметных результатов учебно-познавательная деятельность обучающихся может быть направлена на усвоение приёмов самоменеджмента при выполнении учебных заданий. Самоменеджмент определяют как “сложную социально-психологическую систему, знание законов развития и технологии которой позволяет выйти на качественно новый, интегративный результат — самоорганизацию”, “науку и искусство эффективного применения базовых ресурсов личности” . Среди приёмов самоменеджмента выделяют ежедневное/месячное/годовое планирование (А.Т. Хроленко), матрицу Эйзенхауэра, метод многокритериальной оценки (С. Кови), построение интеллект-карт (С.В. Бехтерев, Т. и Б. Бьюзен, М.Е. Бершадский) и другие.

На уроках «ИСКУССТВА» в процессе работы с обучающимися по достижению метапредметных результатов был выбран приём самоменеджмента «Жёстко-гибкое планирование».

Рассмотрим особенности приёма самоменеджмента «Жёстко-гибкое планирование» . Выделяют следующие виды задач при планировании:

  • «жёсткие» задачи — привязанные к конкретному моменту времени;
  • «гибкие» задачи — не привязанные к жёсткому времени, не имеющие конкретного момента времени для их решения;
  • «бюджетируемые» задачи — крупные приоритетные задачи, не имеющие жёсткого срока исполнения, но требующие большого ресурса времени.

 

Согласно технологии жёстко-гибкого планирования, необходимо выполнить следующие шаги :

1. На сетке времени в ежедневнике отметить жёсткие задачи, для которых известно точное время, заложить резерв времени на непредвиденные обстоятельства.

2. Составить список гибких задач, используя чистую половину листа ежедневника.

3. В списке гибких задач выделить ярким цветом наиболее приоритетные задачи, не более 2-3.

4. «Бюджетировать» время на крупные приоритетные гибкие задачи. Рядом с задачей указать примерное количество времени, необходимое для её решения.

5. В ходе дня выполненные задачи вычёркивать. Невыполненные задачи переносить на следующий день.
 

Данный приём был использован в процессе преподавания учебного предмета «ИСКУССТВО». Специфика предмета «ИСКУССТВО» в школе для обучающихся 8-9 классов – раскрыть историю не одного или нескольких видов искусства разных стран и народов, не историю стилей и жанров, не отдельные проблемы видов художественного творчества, а взаимосвязи между явлениями искусства, проблемами, теориями, видами искусства. Отличие от других учебных дисциплин гуманитарного цикла – предмет «ИСКУССТВО» имеет полипредметную основу.

Цель учебного предмета — развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как социально-культурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.

Основные задачи учебного предмета:

- формировать целостное представление о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;

- воспитать художественный вкус;

- овладеть культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетенциями;

- создать условия для культурной адаптации учащихся в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;

- создать условия для живого общения обучающихся с произведениями мирового искусства на уроке;

- воспитать потребности к самостоятельному духовному освоению художественных ценностей: развивать воображение, творческие способности.

Содержание курса представлено содержательными линиями: «Искусство как духовный опыт человечества», «Современные технологии в искусстве».

При проведении урока по теме «Массовые, общедоступные искусства» в 9 классе ученикам было предложено самостоятельно спланировать свою учебно-познавательную деятельность, расписав жёсткие и гибкие задачи по датам их выполнения. Так, среди жёстких задач ученики выделяли следующие:

- Узнать о видах искусства, связанных с техническим прогрессом.

- Узнать, что такое фотография.

- Узнать, чем фотография отличается от живописи.

- Узнать историю кино.

- Узнать, что объединяет литературу и кино.

- Узнать, как создаётся телевизионная продукция.

- Узнать о синтезе искусств на телевидении.

- Узнать об изобразительной природе кино.

- Узнать о строении сюжетной линии кино и др.
 

Список гибких задач содержал следующие виды деятельности:

- Найти в справочной литературе объяснения принципов работы фотоаппарата.

- Сделать компьютерную презентацию на одну из тем.

- Подобрать фильмы с элементами компьютерных эффектов.

- Узнать о происхождении какого-либо жанра.

- Сделать альбом популярных песен и др.

Ученики также определяли ценность использования жёстко-гибкого планирования, что позволяет оценить их осознанность при самостоятельном формировании универсальных учебных действий. Для учеников ценными являются:

- Стремление узнать о каких-либо видах искусства.

- Умение разделять общие задачи на важные и менее важные, что упрощает их выполнение и сокращает время, затрачиваемое на них.

- Умение сконцентрироваться на своих целях.

- Возможность использовать жёстко-гибкое планирование при подготовке к экзаменам.

- Умение распределять свои возможности.

- Умение планировать свободное время.

- Умение распределять знания.

- Возможность выбирать и оценивать важность и необходимость задачи.

- Возможность для самосовершенствования.

Таким образом, чтобы помочь обучающимся в самостоятельной постановке учебных задач, а затем в адекватной оценке их выполнения, на любом учебном предмете, в том числе на учебном предмете «ИСКУССТВО», могут быть использованы приёмы самоменеджмента. Ценностная составляющая результата использования учениками данных приёмов заключается в появлении чувства уверенности в правильности распределения своего учебного и внеучебного времени.

 

Список литературы

1. Сергеева Г.П. Искусство. 8-9 классы [Текст] / Г.П. Сергеева. - М.: Просвещение, 2011 (с соблюдением требований, заложенных в Стандартах второго поколения)

2. Сергеева Г.П., Кашенкова И.Э., Критская Е.Д. ИСКУССТВО, 8-9 классы [Текст] : учебник для общеобразовательных учреждений / Г.П. Сергеева, И.Э. Кашенкова, Е.Д. Критская.- М.: Просвещение, 2011.-191 с.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Среднее (полное) общее образование [Текст]. - Режим доступа : http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=4100

4. Ахроленко А.Т. Самоменеджмент: для тех, кому от 16 до 20 [Текст] / А.Т. Хроленко.-М.: Экономика. 1996.- 139 с.  

 

 

Телефон доверия

 

 

 

ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ


Электронный сервис для подачи обращений/жалоб/предложений   НАПИШИТЕ НАМ


Консультации по оказываемым услугам НАПИШИТЕ НАМ


 

Права ребенка

 
Education - This is a contributing Drupal Theme
Design by WeebPal.