Официальный сайт МОУ СОШ №14 г. Кимры

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

ФГОС начального общего образования

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, его отличие от стандартов первого поколения.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Стандарт включает в себя требования:

- к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;

- к структуре основной образовательной программы начального общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы

и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;

- к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.

Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения – принципиально новый для отечественной школы документ. По сравнению со стандартами первого поколения его предмет, сфера действия значительно расширились и стали охватывать области образовательной практики, которые с единых системных позиций никогда ранее не нормировались. Главный смысл разработки образовательных стандартов второго поколения заключается в создании условий для достижения стратегической цели развития российского образования – повышения его качества, достижения новых образовательных результатов, обеспечивающих конкурентоспособность отечественной школы, ее готовность к новым социальным задачам[1].

Для оценки качества образования необходимо, прежде всего, выявить и согласовать требования личности, семьи, общества и государства к образовательным результатам. Эта работа была впервые выполнена Институтом социологии Российской академии наук в связи с разработкой школьных образовательных стандартов. Опора на результаты этого исследования - первое отличие стандартов второго поколения от их предшественников.

В настоящее время во многом меняется смысл самого понятия «образовательные результаты». Сегодня это «приращения» в личностных ресурсах обучаемых, которые могут быть использованы при решении значимых для личности проблем. Личностные ресурсы можно разделить на мотивационные (ценностные ориентации, потребности, запросы, которые конкретизируются в мотивах деятельности), инструментальные (освоенные универсальные способы действия), когнитивные (знания, обеспечивающие возможность ориентации в явлениях действительности, предметные умения и навыки). Развитию мотивационных, инструментальных и когнитивных ресурсов личности соответствуют планируемые результаты образования: личностные, метапредметные и предметные. Личностные результаты являются фактором развития мотивационных ресурсов учащихся, метапредметные – инструментальных, предметные – когнитивных[2].

Вторым принципиальным отличием стандартов нового поколения является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познании на всех этапах дальнейшего образования.

Третье принципиальное отличие новых стандартов от предшествующих версий – в их структуре. Все три версии стандартов первого поколения включали два компонента: минимум содержания и требования к уровню подготовки выпускников. Эти составляющие в несколько обновленной форме сохранились и в новом стандарте. В соответствии с изменениями и дополнениями к статье 7 Федерального закона «Об образовании», теперь они называются «Требования к структуре основной образовательной программы» и «Требования к результатам освоения основной образовательной программы». При этом «Требования к структуре основной образовательной программы» значительно шире прежнего обязательного минимума содержания образования. Ведь основная образовательная программа – это программа деятельности образовательного учреждения по достижению планируемых образовательных результатов. Поэтому она включает в себя не только примерные программы по отдельным учебным предметам, но и программу воспитания и социализации школьников, программу формирования универсальных учебных действий, систему оценивания учебных достижений, принятую школой, ее учебный план, внеурочную образовательную деятельность и др.

Всякий педагогический процесс осуществляется в определенной образовательной среде, и его результат во многом зависит от ее возможностей. Чтобы гарантировать достижения уровня образования, задаваемого стандартом, необходимо, чтобы в его структуре появился еще один компонент – «Требования к условиям реализации основной образовательной программы, то есть к материально-техническому, учебно-методическому обеспечению школы, квалификации педагогических кадров, уровню финансирования и т.д. Ответственность за выполнение этих требований должно взять на себя государство.

Еще одно отличие новых стандартов связано с формой их представления. Уровень представления образовательных результатов должен быть дифференцирован, исходя из потребностей и подготовленности различных категорий потребителей стандартов.

Именно поэтому содержание примерных программ по отдельным учебным предметам ориентируется на так называемое «Фундаментальное ядро» содержания образования. Оно содержит необходимый научно-категориальный аппарат, на основе которого формируются ценностные ориентации обучающихся, научная картина мира и научное мировоззрение, а также обобщенные способы познавательной и практической деятельности.

Результаты образования должны быть представлены в документах, составляющих стандарт, с разной степенью детализации. В разделе «Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», который ориентирован в основном на широкую общественность, родителей, законодателей, они представляются в общем виде, как определенная конкретизация целей образования. В примерных программах по отдельным учебным предметам, которые предназначены для учителей, авторов учебников, результаты должны быть более детализированы.

Разработчиками предложена новая структура Базисного образовательного плана. В Базисный образовательный план впервые включена внеурочная деятельность как важная составляющая часть содержания образования, увеличивающая его вариативность и адаптивность по отношению к интересам, потребностям и способностям школьников. В каждом классе предполагается выделять в среднем по 10 ч в неделю на внеурочную деятельность - спортивно-оздоровительную, познавательную и исследовательскую, художественно-эстетическую, трудовую и т.д.

Введение в Базисный образовательный план внеурочной деятельности – это возможность проверки эффективности других, кроме классно-урочных, форм организации образовательной деятельности в массовой школьной практике.

В Базисном плане нет больше национально-регионального компонента и компонента образовательного учреждения. Вместо этого он разделен на две части: инвариантную и вариативную. При этом содержание вариативной части определяется участниками образовательного процесса, включая региональные и муниципальные органы управления образованием, сами школы, их учредителей, учителей, родителей, школьников и т.д.

Важнейшей составной частью федерального государственного образовательного стандарта являются требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. Они представляют собой описание планируемых целей образования, которые могут быть реально достигнуты в учреждениях, реализующих основные образовательные программы, независимо от их вида, местонахождения и организационно-правовой формы. Во всех вариантах образовательных стандартов первого поколения в основном задавались толькоуровень подготовки выпускников и индивидуальная оценка учебных достижений отдельного школьника. Стандарт второго поколения направлен на анализ и оценку не только индивидуальных достижений учащихся по освоению основных образовательных программ, но и состояния системы образования на всех уровнях[3].

Разработчиками осуществлен переход к новым методологическим основам системы оценки достижения результатов образования – от оценки достижений обучающихся и учителей к оценке эффективной деятельности всех вышеназванных участников образовательного процесса.

Федеральный государственный образовательных стандарт впервые определяет здоровье школьников как один из результатов образования, охрану здоровья - как приоритетное направление деятельности образовательного учреждения. Разработаны методология и методики оценки здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения.

Впервые разработка федерального государственного образовательного стандарта сочетается с одновременной проработкой вопросов повышения квалификации и соответствующей переподготовкой учителей. Параллельно и в методологическом единстве осуществлена разработка инструментального сопровождения стандарта, обеспечивающего его реализацию и контроль исполнения[4].

 

 

 

 

[1] Кузнецов А.А. Разработка Федеральных государственных стандартов общего образования// Педагогика. – 2009. - № 4. – С.5.

[2] Кузнецов А.А. Разработка Федеральных государственных стандартов общего образования// Педагогика. – 2009. - № 4. – С.6.

[3] Кузнецов А.А. Разработка Федеральных государственных стандартов общего образования// Педагогика. – 2009. - № 4. – С.9.

[4] Кондаков А.М. Стандарт: инновационность и преемственность// Педагогика. – 2009. - № 4. – С.18.

Телефон доверия

 

 

 

ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ


Электронный сервис для подачи обращений/жалоб/предложений   НАПИШИТЕ НАМ


Консультации по оказываемым услугам НАПИШИТЕ НАМ


 

Права ребенка

 
Education - This is a contributing Drupal Theme
Design by WeebPal.