Официальный сайт МОУ СОШ №14 г. Кимры


ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ УЧАЩИХСЯ

Права и обязанности ребенка охраняются Конвенцией ООН о правах ребенка,  иными международными конвенциями и действующим законодательством РФ.

 

1. Учащийся имеет  право на:

1.1. свободу  мысли, совести и религии, свободное выражение собственных мнений и убеждений, свободу получения  информации, уважение  человеческого достоинства и защиту от  вмешательства  в личную жизнь;

(Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка, ст.ст. 7, 14, Конституция РФ).

1.2. защиту от экономической эксплуатации и работы, которая может послужить препятствием в получении образования либо наносить ущерб здоровью;

(Закон РФ «Об образовании, ст.50 п.14)

1.3. развитие личности, талантов, умственных и физических способностей;

(Конвенция о правах ребенка, ст.28,29)

1.4. защиту от применения методов физического и психического насилия;

(Закон РФ «Об образовании, ст.15 п.6)

1.5.получение бесплатного образования в соответствии с государственными образовательными  стандартами.

(Закон РФ «Об образовании, ст.5 п.3)

1.6.дополнительную бесплатную помощь учителя  в получении  знаний на специальных занятиях, предусмотренных графиком работы школы и учителя.

1.7.обучение в пределах государственных образовательных стандартов по индивидуальным учебным планам, в том числе обучение на дому по медицинским показаниям, ускоренный   курс  обучения.

(Закон РФ «Об образовании, ст.50 п.4)

1.8. свободное посещение  мероприятий, не предусмотренных учебным планом.

(Закон РФ «Об образовании, ст.50 п.16)

1.9.выбор формы получения образования (очное, экстернат, семейное), досрочную сдачу экзаменов (в соответствии с документами, регламентирующими учебный процесс), обучение на дому (по медицинским показаниям)

( Закон РФ «Об образовании, ст.10 п.1, ст.50 п.2)

1.10.перевод в другое образовательное учреждение, реализующее образовательную программу соответствующего уровня.

(Закон РФ «Об образовании, ст.50 п.17)

1.11. получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг, оказываемых в соответствии с Уставом школы. (Закон РФ «Об образовании, ст.50 п.4)

Платные образовательные услуги могут быть оказаны только по желанию учащегося и  только за рамками основной образовательной деятельности, предусмотренной  государственными образовательными стандартами.

(Постановление Правительства РФ от 5 июля 2001 г. N 505 "Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг" п.п.4,5)
1.12. Бесплатное пользование  библиотечно-информационными ресурсами  школы.

(Закон РФ «Об образовании, ст.50 п.4)

1.13. Добровольное привлечение к труду, не предусмотренному образовательной   программой. Учащийся не может быть снят с уроков для выполнения какой-либо работы, не связанной с учебным процессом.

(Закон РФ «Об образовании, ст.50 п.14)

1.14. Получение оценки  исключительно в соответствии  со своими  знаниями   и умениями.

1.15. Право знать  о поставленных  оценках,  как за устные, так и за письменные  ответы.

1.16. Право на объективную оценку своих знаний, разъяснение оснований и критериев  поставленной оценки.

1.17. Пользование  школьным имуществом, которое  возвращается учителю по окончанию занятий в сохранном  виде.

1.18. Отстаивание своих взглядов и убеждений при обсуждении спорных и неоднозначных вопросов в корректной форме. Изложение  классному руководителю, директору  школы, другим учителям  своих   проблем и получение   от них помощи, объяснений, ответов.

1.19. Представление школы на конкурсах, смотрах, соревнованиях и иных мероприятиях в соответствии со своими возможностями и умениями.

1.20. Условия обучения, гарантирующие охрану и укрепление здоровья.

(Закон РФ «Об образовании, ст.50 п.1, Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" , ст.28)

1.21. Отдых в перерывах между уроками и в каникулярное время, дополнительные недельные каникулы в первом классе.

(Типовое положение об общеобразовательном учреждении, п.43, Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 ноября 2002 г. N 44 "О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.1178-02", п.2.9.4, 2.9.18)

1.24. Приобретение продукции в школьном буфете, съесть которую он может только в помещении буфета или в столовой.

1.25. Участие в культурной жизни школы, организуемых в ней мероприятиях, соответствующих  его возрасту.

1.26. Открытое высказывание своего мнения, предложений об изменениях в образовательной деятельности, о качестве образовательного процесса на Совете школы.

1.27.  Участие в управлении школой в соответствии с Уставом.

(Закон РФ «Об образовании, ст.50 п.4)

1.28. Самостоятельно или через своих выборных представителей ходатайствовать пред администрацией школы о проведении с участием выборных представителей учащихся дисциплинарного расследования деятельности работников школы, нарушающих и ущемляющих права ребенка. Если учащиеся не согласны с решением администрации школы, то он вправе через своих выборных представителей обратиться за содействием и помощью в уполномоченные государственные органы.

(Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", ст.9 п.3).

1.29.  Использование для выступлений школьной газеты, стенгазеты, открытых микрофонов, ящика доверия, книги отзывов и предложений; проведение во внеучебное время собраний, митингов по вопросам защиты своих нарушенных прав.

(Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", ст.9 п.3).

1.30. Добровольно вступать в общественные организации, создавать в школе детские общественные организации, создавать различные общественные объединения, если они не противоречат Уставу школы.

(Закон РФ «Об образовании, ст.50 п.15; Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ
"Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", ст.9).

1.31. Обращение к Уполномоченному по правам участников образовательного процесса.

1.32. Учащийся имеет право получить консультацию в случае пропуска урока по уважительной причине во время проведения консультативных часов.

(Если это прописано во внутренних документах школы).

 

2.   Обязанности    учащихся

2.1. Добросовестно учиться.

(Конституция РФ ст.43 п.4, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) п.57)

2.2. Выполнять требования устава школы.

(Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) п.57)

2.3. Достойно, культурно вести себя в школе и за ее пределами,  заботиться о чести и поддержании  традиций школы, её авторитете.

2.4. Уважать честь  и достоинство других учащихся и работников школы.

2.5. Беречь  имущество школы, соблюдать чистоту и порядок на территории школы.

(Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) п.57)

2.6. Принимать участие в мероприятиях по благоустройству территории школы, уборке классов и дежурствам при их согласии и согласии родителей (законных представителей).

(Закон РФ «Об образовании, ст.50 п.14, Приказ Минобразования РФ от 09.02.1998 № 322 «Об утверждении базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации», Приказ Минобразования РФ от 09.03.2004 № 1312).

2.7. Уважать право собственности и понимать, что школьные принадлежности, одежда и прочие вещи участников образовательного процесса, находящиеся в школе принадлежат их владельцам. Найденную чужую вещь сдать гардеробщице, дежурному администратору или учителю.

2.8. Приходить в школу за 15 минут до начала занятий,  снимать верхнюю одежду,  надевать сменную обувь,  сдавать одежду и обувь в гардероб,  занимать  рабочее место до первого звонка и готовить  все  необходимые учебные принадлежности к предстоящему уроку. (Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) п.57)

2.9. Приносить на занятия  все необходимые учебники, тетради, пособия, инструменты и письменные принадлежности.

Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) п.57)

2.10. Выполнять домашние задания в установленные сроки.

2.11. Дневник  учащегося является основным документом, в котором фиксируются все, связанные с процессом обучения факты. В связи с этим учащийся обязан:

  • ежедневно вести запись домашних заданий в дневнике.
  • по первому требованию учителя  предъявлять дневник.

(Если данное положение есть в Уставе школы)

2.12. На урок физической культуры приходить в спортивной форме. Ученик, забывший форму, а также освобожденный от занятий, должен  находиться в спортивном зале.

2.13. Придерживаться правил поведения, установленных учителем на занятиях.

2.14. В случае пропуска занятий приносить записку от родителей или справку из медицинского учреждения.

(Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" ст.51, Типовая инструкция к заполнению форм первичной медицинской документации лечебно-профилактических учреждений (утв. Минздравом СССР от 20 июня 1983 г. N 27-14/70-83),

 

3. Общие правила поведения учащихся

(правила, принятые в школе)

3.1. Не  шуметь, не отвлекаться самому и не отвлекать других учащихся от занятий, так как этим нарушается право других учащихся на получение необходимых  знаний.

(Конституция РФ, ст.17 п.3, Закон г. Москвы от 10 марта 2004 г. N 14 "Об общем образовании в городе Москве", ст.17 п.2 пп.3)

3.2. Рекомендуется вставать  при входе  в класс учителя  или  любого взрослого,  приветствуя их. Ответить или задать вопрос учителю - поднять руку.

3.3. Время перемены - личное время каждого учащегося, которое он может проводить по своему усмотрению, не мешая при этом другим.

Во время перемен учащийся должен навести порядок на своем рабочем месте; приготовить все необходимое к  следующему уроку; выйти из кабинета, если попросит учитель; подчиняться требованиям дежурных по этажу; не мешать отдыхать другим учащимся.

(Конституция РФ, ст.17 п.3)

3.4. В столовой:

  • бережно относиться  к имуществу столовой,
  • во время  приема пищи в столовой придерживаться хороших манер,  принимать  пищу  сидя,
  • убирать за собой после принятия пищи, ставить на место стулья,
  • не приходить в столовую в верхней одежде,
  • не  выносить пищу из столовой.

Учащийся может принести с собой завтрак из дома, купить  в школьном буфете выпечку, соки и другие продукты.(Правила, которые действуют в школе)

3.5.   Являясь  дежурным от класса  по столовой, накрывать стол для завтрака и обеда; соблюдает очередь  при получении блюд; вытирает столы, расставляет стулья.

3.6.  Дежурный по классу (назначается в соответствии с графиком  дежурств по классу)  помогает  педагогу подготовить класс для следующего урока; производит посильную уборку кабинета по просьбе учителя; в конце  учебного дня  подготавливает класс  для  следующего дня.

3.7. Требования к внешнему виду учащихся:

- в  школу учащиеся  классов, где не введена единая форма одежды,  должны приходить в опрятной одежде, предназначенной для занятий. Одежда должна соответствовать возрасту, выражать уважение учащегося к себе и к обществу. Не рекомендуется ношение вызывающей одежды очень ярких цветов, излишне открытой, подчеркивающей принадлежность к какому-либо молодежному или общественному движению; яркий макияж, экстремальный цвет волос.

  • в школе учащиеся должны ходить в сменной обуви;
  • не допускается пребывание на уроках  учащихся в спортивной одежде.
  • на торжественные общешкольные мероприятия учащиеся приходят в одежде делового стиля.
  • не разрешается  находиться в школе в верхней одежде, без особых на то причин.

(Правила, которые действуют в школе)

 

4. Учащимся  запрещается:

4.1. Приносить  оружие (в том числе ножи), взрывчатые, огнеопасные вещества; спиртные  напитки, сигареты, наркотики и другие одурманивающие средства.

(Федеральный закон от 10 июля 2001 г. N 87-ФЗ"Об ограничении курения табака", ст.6,

Федеральный закон от 7 марта 2005 г. N 11-ФЗ "Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе", ст.2)

4.2. Курить как во время занятий, так и в перерывах. Курение на территории школы запрещено.

(Федеральный закон от 10 июля 2001 г. N 87-ФЗ "Об ограничении курения табака", ст.6)

4.3. Пользоваться  во время занятий  средствами мобильной связи, плеерами. Употреблять  жевательную резинку как во время занятий, так и в перерывах.

4.4. Использовать непристойные выражения и жесты.

4.5. Запугивания, издевательства, унижение личности, дискриминация по национальному или расовому признаку в адрес всех участников образовательного процесса.

(Конституция РФ, ст.19 п.2, ст21 п.2)

4.6. Выходить из школы во время уроков без разрешения классного руководителя или дежурного администратора.

4.7. Опаздывать на занятия.

4.8. Бегать по коридорам и лестницам; находиться вблизи оконных проемов; не сидеть на подоконниках,  не открывать окна; не толкать  друг друга, бросаться предметами и применять физическую силу.

5.  Ответственность    учащихся.

11.1. За однократное нарушение настоящих Правил учащемуся выносится устное порицание.

За повторное  нарушение  следует вызов родителей (законных представителей) к классному руководителю. Последующее нарушение настоящих  Правил  ведет за собой приглашение учащегося вместе с родителями (законными представителями) на заседание педагогического коллектива.

11.2. По решению органа управления школы за совершение противоправных действий, грубые и неоднократные нарушения Устава допускается исключение из школы учащихся, достигших возраста 15 лет;

11.3. К учащимся, допустившим запугивание и издевательство над другими детьми, применяются  дисциплинарные меры, вплоть до исключения из школы.

11.4. Учащиеся, имеющие дисциплинарные взыскания не представляются на награждение школьной  грамотой в течение полугода с момента взыскания.

6.Отчисление учащихся из общеобразовательного учреждения

Правовые основания отчисления обучающихся из школы

Обращаясь к вопросу отчисления учащегося из общеобразовательного учреждения, следует признать, что законодателем данный вопрос до сих пор не урегулирован, что порождает самые различные подходы к его решению.

Подпункт "г" п. 1 ст. 13 Закона РФ от 10.07.92 № 3266-1 "Об образовании" содержит требование, что в уставе образовательного учреждения должны в обязательном порядке указываться порядок и основания отчисления обучаю­щихся, воспитанников. При этом ни данный закон, ни какие-либо иные норма­тивно-правовые акты в области образования не раскрывают самого понятия "отчисление", что, на наш взгляд, и является основной недоработкой законо­дателя в этом вопросе.

Понятие "отчисление"

Словарь русского языка СИ. Ожегова под отчислением понимает "то же, что и увольнение". В свою очередь, под увольнением понимается "отстранение от исполнения служебных обязанностей, снятие с работы". Следовательно, отчисление в качестве юридической нормы, применительно к Закону РФ "Об образовании", обладает следующими квалифицирующими признаками:

  • во-первых, отчисление должно рассматриваться как действие;
  • во-вторых, данное действие должно исходить от лица, уполномочен­ного на принятие решения об отчислении;
  • в-третьих, отчисление предполагает полное оставление учащимся образовательного учреждения, после которого данный учащийся уже не вправе указывать на свою принадлежность к этому учреждению, что позволяет провести аналогию понятий "отчисление" и "исключе­ние". Последнее упоминается в ст. 19 Закона РФ "Об образовании" и по сравнению с "отчислением" чуть более конкретизировано.

Нормативные документы, регламентирующие отчисление учащихся

Единственной нормой, предусматривающей обязательное отчисление уча­щегося, помимо Закона РФ "Об образовании", является на сегодняшний день п. 2.8.5 санитарно-эпидемиологических правил и нормативов "Санитарно-эпиде­миологические требования к организации учебно-производственного процесса в образовательных учреждениях начального профессионального образования Сан-ПиН 2.4.3.1186-03", утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 26.01.03. Вышеназванный пункт предусматривает отчисление учащихся из образователь­ного учреждения начального профессионального образования при выявлении патологии, препятствующей продолжению освоения избранной специальности.

В остальном вопросы, связанные с отчислением обучающихся из обра­зовательных учреждений, регулируются Законом РФ "Об образовании".

Принимая во внимание, что ранее нами уже установлена аналогия поня­тий "отчисление" и "исключение", что позволяет рассматривать их как слова-синонимы, обратимся к п. 7 ст. 19 указанного закона, который, в частности, предусматривает следующее:

"По решению органа управления образовательного учреждения за со­вершенные неоднократно грубые нарушения устава образовательного учре­ждения допускается исключение из данного образовательного учреждения обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет.

Исключение обучающегося из образовательного учреждения применя­ется, если меры воспитательного характера не дали результата и дальнейшее пребывание обучающегося в образовательном учреждении оказывает отри­цательное влияние на других обучающихся, нарушает их права и права ра­ботников образовательного учреждения, а также нормальное функциониро­вание образовательного учреждения".

Порядок отчисления учащихся из школы

Проанализируем положения указанной нормы:

1. Отчисление или исключение (далее - отчисление) должно производить­ся только по решению органа управления образовательного учреждения. В соответствии со ст. 35 Закона РФ "Об образовании" данный орган в обяза­тельном порядке должен быть представлен директором школы, который, яв­ляясь высшим должностным лицом образовательного учреждения, наделен всеми необходимыми полномочиями. Помимо директора, к лицам, представ­ляющим органы управления школы, относятся так называемые органы само­управления, которые могут создаваться в виде совета школы, педагогического совета, родительского комитета, попечительского совета и т. д. При этом в ус­таве и (или) локальных актах школы должны быть специально предусмотрены полномочия данных органов на принятие решения об отчислении учащихся.

2. Отчисление производится только за грубые нарушения устава школы. Действующее законодательство не содержит определение понятия "грубое нарушение устава", поэтому данный вопрос каждое общеобразовательное учреждение должно урегулировать самостоятельно. Устав школы должен со­держать исчерпывающий перечень проступков, рассматриваемых в качестве грубых нарушений его положений. К таковым, в частности, можно отнести:

  • непосещение в течение определенного времени занятий без уважи­тельных причин (прогулы);
  • оскорбление участников образовательного процесса и посетителей школы (указать, в каких формах);
  • неправомерное поведение, приводящее к нарушению образователь­ного процесса (так называемый срыв уроков);
  • применение физического или психического насилия к участникам образовательного процесса;
  • употребление и распространение алкоголя, табачных изделий, нар­котических и психотропных веществ.

Данный перечень не является исчерпывающим и может быть дополнен или пересмотрен конкретным общеобразовательным учреждением самостоятельно.

3. Для того чтобы отчислить учащихся, указанные в предыдущем пункте грубые нарушения устава школы обязательно должны быть совер­шены неоднократно. Категория неоднократности применительно к отноше­ниям, связанным с отчислением учащегося из образовательного учреждения, законодательством также не определена.

По общему правилу любое действие (бездействие) признается совершен­ным неоднократно в случае совершения его более одного раза. Однако каждое образовательное учреждение вправе выработать собственные признаки неод­нократности совершаемых правонарушений, а также порядок аннулирования (погашения) наложенных ранее взысканий за нарушение устава школы.

4. Даже при наличии объективных оснований, указанных выше, отчисле­ние учащегося из школы допускается, т. е. данную меру необходимо рассмат­ривать как право, а не обязанность общеобразовательного учреждения. Во всех случаях школа вправе применить иные меры наказания (и профилактики), не связанные с исключением учащегося.

5. Отчисленными могут быть только учащиеся, достигшие 15-летнего воз­раста. Данная норма является императивной и расширительному толкованию не подлежит. К ученику, которому не исполнилось 15 лет, школа может применять любые меры наказаний, кроме отчисления (исключения).

6. Отчисление применяется только в том случае, если меры воспитательно­го характера не дали результата. Следовательно, при принятии решения об от­числении руководящий орган школы обязан принимать во внимание не только все совершенные учащимся грубые нарушения устава и вынесенные по ним наказа­ния, но и представленные администрацией школы доказательства проводимой с данным учащимся воспитательной работы и ее негативных результатов.

7. Отчисление применяется только тогда, когда дальнейшее пребыва­ние обучающегося в школе оказывает отрицательное влияние на других обучающихся, нарушает их права и права работников школы, а также нор­мальное функционирование школы.

В том случае, если ученик неоднократно и грубо нарушил устав школы, но дальнейшее его поведение не подпадает под указанные выше основания (т. е. ученик осознал свою вину, раскаялся, и у администрации школы нет объективных причин рассматривать его в качестве потенциального наруши­теля в будущем), отчисление недопустимо.

Кроме того, в соответствии с вышеуказанным подп. "г" п. 1 ст. 13 Закона РФ "Об образовании" устав школы должен детально регламентировать поря­док отчисления учащихся.

Без соблюдения всех перечисленных выше требований отчисление уче­ника из общеобразовательного учреждения должно быть признано неправо­мерным. При этом виновные должностные лица могут понести предусмотрен­ную законом ответственность.

Основные вопросы, связанные с темой отчисления

В связи с отчислением обучающихся из школы возникает много вопросов, как у родителей, так и у педагогов. Ответим на самые распространенные.

 

Можно ли отчислить учащегося из школы за неуспеваемость?

 

Отчислить ребенка из школы по причине неуспеваемости можно в двух случаях.

  1. Когда учащемуся, не освоившему по причине неуспеваемости (регулярные остав­ления на второй год и т. д.) программу основ­ного общего образования (9 кл.) исполняется 18 лет, поскольку, согласно части 5 ст. 19 Закона РФ "Об образовании", предельный возраст обучающихся для получения основного общего образования в общеобразова­тельном учреждении по очной форме обуче­ния - 18 лет.
  2. Когда ученик 10-11-го класса системати­чески не успевает по предметам. Критерии такой неуспеваемости должны быть определе­ны в уставе. В уставе также должны быть пре­дусмотрены меры ответственности (помимо отчисления) за подобное отношение к учебе.

Возможно ли отчисление ученика за драки с одноклассниками, если при этом у администрации школы нет претензий к его успеваемости?

Во-первых, в соответствии с п. 7 ст. 19 Закона РФ "Об образовании" отчислить (ис­ключить) из школы можно только ученика, достигшего возраста 15 лет.

Во-вторых, отчисление (исключение) за дра­ки возможно только тогда, когда данные дейст­вия квалифицируются как грубые нарушения устава. Отнесение нарушений к категории гру­бых производится на основании устава школы или принятого в соответствии с ним локального акта, являющегося его неотъемлемой частью.

В-третьих, для того, чтобы отчислить уча­щегося, данные нарушения (драки) должны быть неоднократными. Категория неоднократ­ности также определяется уставом школы. По общему правилу, для отнесения нарушения к неоднократному оно должно быть совершено более одного раза. Причем каждый раз дан­ное нарушение должно быть грубым.

В-четвертых, исключение применяется только в том случае, если меры воспитатель­ного характера не дали результата и даль­нейшее пребывание обучающегося в школе оказывает отрицательное влияние на других обучающихся, нарушает их права и права работников школы, а также нормальное функ­ционирование школы.

В-пятых, если на момент принятия реше­ния об отчислении (исключении) учащийся не успел закончить 9 классов, такое решение принимается только с учетом мнения его родителей (законных представителей) и с согласия комиссии по делам несовершенно­летних и защите их прав.

Если не будет соблюдено хотя бы одно из указанных выше требований, исключение (отчисление) учащегося из школы недопус­тимо.

 

Каков порядок отчисления из школы детей-сирот и детей, чьи роди­тели лишены родительских прав?

В соответствии с п. 7 ст. 19 Закона РФ "Об образовании" решение об исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попече­ния родителей, принимается с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и за­щите их прав и органа опеки и попечительст­ва. То же самое относится и к детям, чьи родители лишены родительских прав.

В остальном при отчислении (исключении) данной категории детей соблюдается общий порядок, установленный законом и уставом школы.

 

Существуют ли особенности отчисления из школы детей, чьи родители являются гражданами другой страны или лицами без гражданства?

 

Российское законодательство определя­ет единый подход к обеспечению прав гра­ждан на получение общего образования. Поэтому каких-либо особенностей отчисле­ния (исключения) из школы для указанных категорий детей не предусмотрено.

 

Как можно отчислить из школы "трудного" подростка?

 

В данном случае возможны два варианта:

1. Принудительный.

В случае постоянных нарушений "труд­ным" подростком устава школы (напомним, что данные нарушения должны быть неод­нократными и грубыми) допускается отчис­ление (исключение) данного подростка из школы в порядке, предусмотренном Зако­ном РФ "Об образовании" (ст. 19) и уставом школы (см. ответ на вопрос 2).

При этом школа незамедлительно обязана проинформировать об исключении подростка его родителей (законных представителей) и орган местного самоуправления.

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав совместно с органом местного самоуправления и родителями (законными представителями) "трудного" подростка, исклю­ченного из школы, в месячный срок принимает меры, обеспечивающие трудоустройство этого подростка и (или) продолжение его обучения в другом образовательном учреждении.

2. Добровольный.

В этом случае по согласию родителей (закон­ных представителей), комиссии по делам несо­вершеннолетних и защите их прав и местного органа управления образованием "трудный" подросток, достигший возраста 15 лет, может оставить школу до получения основного обще­го образования, т. е. до окончания 9 классов.

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав совместно с родителями (за­конными представителями) подростка, оста­вившего школу до получения основного об­щего образования, и органом местного само­управления в месячный срок принимает меры, обеспечивающие трудоустройство этого под­ростка и (или) продолжение освоения им образовательной программы основного об­щего образования по иной форме обучения.

 

 

Что такое "скрытое" отчисление ученика из школы и насколько оно правомерно?

 

"Скрытым" называют отчисление, которое, с точки зрения закона, не имеет под собой никаких правовых оснований и при должном испол­нении родителями (законными представителями) ребенка, а также школой своих обязанно­стей является недопустимым.

Наиболее распространенной формой "скры­того" отчисления являются случаи, когда ро­дителей (законных представителей) ученика приглашают к директору (завучу) школы и под предлогом плохой успеваемости или ненад­лежащего поведения ребенка предлагают перевести его в другую школу либо вообще поменять форму обучения (например, пере­вестись в вечернюю школу, ПУ и т. д.), а ро­дители (законные представители) соглаша­ются.

Еще одним примером "скрытого" отчисле­ния являются ситуации, когда сами родители по наущению администрации школы обраща­ются в органы управления образованием с просьбой разрешить перевод их ребенка из обычной школы в вечернюю или решить во­прос о дальнейшем трудоустройстве данного ребенка. "Скрытность" в данном случае вы­ражается не в том, что процесс отчисления завуалирован под конкретные претензии к ученику, а в том, что ни администрация шко­лы, ни родители ребенка не применяют к нему никаких воспитательных мер с целью стиму­лирования его успеваемости. Таким образом, зачастую происходит отчисление тех детей, о которых принято говорить "запущенные".

Несмотря на разнообразие форм и, самое главное, мотивов "скрытого" отчисления, ни одна из этих форм не является законной и может повлечь за собой дисциплинарную, административную и даже уголовную ответ­ственность для руководства школы и родите­лей (законных представителей) ученика.

 

Является ли перевод учащегося из обычной школы в вечернюю от­числением?

 

В соответствии с п. 19 ст. 50 Закона РФ "Об образовании" обучающиеся, воспитанники имеют право на перевод в другое образовательное уч­реждение, реализующее образовательную про­грамму соответствующего уровня, при согласии этого образовательного учреждения и успешном прохождении ими аттестации.

Поэтому, если вечерняя школа реализует такую же общеобразовательную программу, как и обычная школа, которую посещает ребенок, перевод производится в общем порядке, т. е. родителями подается заявление на имя дирек­тора вечерней школы о зачислении и при нали­чии положительного ответа ученик отчисляется из посещаемой им школы и принимается в ве­чернюю. Туда же направляется и его личное дело.

Если же речь все же идет о фактах прину­дительного отчисления (перевода) из обычной школы в вечернюю, то такое отчисление не­допустимо.

Только когда после законного и обоснован­ного исключения подростка из школы комис­сия по делам несовершеннолетних и защите их прав совместно с органом местного само­управления и родителями (законными пред­ставителями) подростка в целях принятия мер, обеспечивающих продолжение его обу­чения в другом образовательном учреждении, предлагает поступление в вечернюю школу, ситуация может считаться правомерной.

А отчисление (исключение) под предло­гом перехода в вечернюю школу необхо­димо квалифицировать как "скрытое" от­числение, которое, как уже говорилось выше, не является законным и влечет за собой ответственность, предусмотренную действующим законодательством.

 

Возможно ли отчисление ребенка из школы за прогулы?

 

Возможно только в следующих случаях:

  1. Если прогулы, согласно уставу школы, являются грубыми нарушениями данного ус­тава и совершены неоднократно, без уважи­тельных причин. При этом меры воспитательного характера не дали результата и дальнейшее пребывание обучающегося (достигшего 15-летнего возрас­та) в школе оказывает отрицательное влияние на других обучающихся, нарушает их права и права работников школы, а также нормальное функционирование школы.
  2. Если в связи с прогулами ученик, дос­тигший 15-летнего возраста, не успевает по двум и более предметам. При этом после отчисления ученик должен продолжать учебу в форме семейного образования.
  3. Если в связи с прогулами ученик, дос­тигший 18-летнего возраста, не закончил основную школу по очной форме обучения (оставлен на повторное обучение и т. д.).
  4. В соответствии с п. 5 ст. 19 Закона РФ "Об образовании" предельный возраст обучающихся для получения основного об­щего образования в общеобразовательном учреждении по очной форме обучения -18 лет.

В каких случаях производится отчисление из школы ребенка в связи с заболеванием?

 

Отчисление по состоянию здоровья произ­водится только тогда, когда согласно заклю­чению психолого-медико-педагогической комиссии, ребенок по причине заболевания (умственная отсталость, существенные фи­зиологические недостатки и отклонения в развитии и т. д.) не может осваивать програм­му общего образования, реализуемую шко­лой. В случае если ребенок способен обучать­ся по указанной программе, но в силу заболевания не имеет физической возможности посещать занятий, школа обеспечивает ему обучение на дому (индивидуальное обуче­ние).

При этом родители (законные представи­тели) на основании ст. 10 Закона РФ "Об образовании" вправе выбрать для ребенка иную форму обучения, не связанную с посе­щением школы (самообразование, семейное образование, экстернат).

 

Можно ли назвать отчислением переход учащегося на домашнее обучение?

 

Закон РФ "Об образовании" не содержит понятия "домашнее обучение". Речь, по-ви­димому, идет о семейном образовании.

В соответствии с приказом Министерства образования РФ от 27.06.94 № 225 "Об ут­верждении примерных положений о получе­нии общего образования в форме экстерната и получении образования в семье" при пере­воде ребенка на семейное образование от­числение его из образовательного учрежде­ния не производится.

При этом получение образования обеспе­чивается родителями (законными представителями) ребенка, а на школу возлагаются обязанности ведения личного дела данного ученика, предоставления ему бесплатных учебников и литературы, а также проведения промежуточной и итоговой аттестации. Кроме того, школа обязана обеспечить такого ре­бенка услугами отдельных педагогических работников по выбору родителей (законных представителей) на основании договора.

Таким образом, любой ребенок, переве­денный на семейное (домашнее) образова­ние, все равно остается учеником той школы, в которой он ранее обучался.

 

Допускается ли отчисление детей из школы в связи с тяжелым ма­териальным положением родителей?

 

Отчисление детей в связи с тяжелым ма­териальным положением родителей допуска­ется только в тех образовательных учрежде­ниях, которые в соответствии с уставом занимаются оказанием платных образова­тельных услуг в качестве основного вида деятельности. Как правило, это так называемые альтернативные школы, т. е. существую­щие помимо обычных общеобразовательных, которые создаются в целях осуществления предпринимательской деятельности в облас­ти образования.

Отчисление детей из общеобразовательных школ, созданных в целях реализации общеобразовательных программ (не связанных с предпринимательской деятельностью и полу­чением дохода) и финансируемых учредите­лем, по причине тяжелого материального положения родителей не допускается и должно рассматриваться как нарушение конституци­онных прав граждан на получение общедос­тупного и бесплатного общего образования.

 

Вправе ли администрация школы отчислить учащегося 11-го класса по причине непосещения им уроков по субботам, если в эти дни данный ученик посещает подготовительные курсы института, о чем он своевременно представил справку установленной формы?

 

Соблюдение режима занятий и регулярное их посещение наряду с соблюдением устава школы - обязанность ученика, непосредст­венно связанная с получением им общего образования и дальнейшим прохождением итоговой аттестации. Данная обязанность, скорее всего, прописана в уставе школы, обратите на это внимание. В таком случае регулярное непосещение занятий, являющее­ся нарушением режима, может быть квалифицировано как грубое нарушение устава при условии соблюдения вышеназванных требо­ваний.

Поэтому для решения данной проблемы необходимо соглашение с администрацией школы об установлении ребенку индивиду­ального режима обучения. Без данного согла­шения он может быть не аттестован за чет­верть и за год, что не позволит ему быть до­пущенным к итоговой аттестации.

 

Нормативные документы

 

Закон РФ от 10.07.92 № 3266-1 "Об образовании".

Санитарно-эпидемиологические требования к организации учебно-производственного процесса в образовательных учреждениях началь­ного профессионального образования СанПиН 2.4.3.1186-03, утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 26.01.03 (с изм. и доп.).

Education - This is a contributing Drupal Theme
Design by WeebPal.