Официальный сайт МОУ СОШ №14 г. Кимры


Чему и как учить современных детей?

Мудрая китайская поговорка очень точно отражает идею наших отношений с детьми:

«Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я, может быть, запомню. Дай мне сделать самому – и я пойму на всю жизнь».

Без сомнения, каждый родитель очень любит своего ребенка. Все мы думаем о судьбе своих детей, о том, что их ждет, как обеспечить их будущее. Ни для кого не секрет, что современные дети отличаются от своих сверстников, которые росли 15-20 лет назад: загруженность общества информацией так или иначе накладывает отпечаток на становление человека в целом. Они более независимы, более открыты, практически каждый ребенок уже с детства знаком с компьютером, мобильным телефоном. И это вполне естественно, меняется общество, меняемся мы сами. Изменившиеся современные условия жизни, требуют уже иных качеств от подрастающего поколения.

«Время есть величайший из новаторов», - говорил английский философ Френсис Бэкон. Время затрагивает все сферы человеческой жизни, в том числе и образование, периодически требуя его обновления.
Сегодня уже всем ясно: в «новое» время со старыми стандартами «войти» нельзя. Как показала массовая практика,
задача формирования новой личности (об этом говорят в России уже с 90-ых годов) неосуществима традиционными подходами к образованию школьников.

Что это за стандарты и чем они будут отличаться от предыдущих?

Под стандартами понимаются требования к результатам и качеству образования. Предыдущие образовательные стандарты были ориентированы только на сформированность у учащихся знаний, умений и навыков по различным предметам. Считалось, что для успешной адаптации выпускника школы достаточно усвоить общеобразовательную программу. Но мы-то с вами знаем, что на практике зачастую оказывается совсем не так. На современном этапе развития общества только лишь багажа знаний становится недостаточно. Научно-технический прогресс человечества продвинулся настолько вперед, и с каждым годом объем информации увеличивается в 5-6 раз. Таким образом, даже если школьное обучение растянуть на 12 лет, этого времени окажется мало, чтобы учащиеся смогли познакомиться с новыми знаниями, накопленными человечеством.

Поэтому перед образованием встал вопрос: чему и как учить детей?

На этот вопрос отвечают образовательные стандарты второго поколения. В документе «О приоритетных направлениях образования в Российской Федерации» отмечено, что «формируются современные представления о фундаментальности образования – это такое образование, благодаря которому человек способен самостоятельно работать, учиться и переучиваться». Таким образом, конкурентоспособность и безопасность личности и нации определяются сегодня, в первую очередь, не тем или иным уровнем сформированности у учащихся ЗУН по различным предметам, а их надпредметными умениями к самостоятельной организации собственной деятельности по решению задач и проблем, готовности к самоизменению, самовоспитанию и саморазвитию. Принципиальное отличие новых образовательных стандартов заключается в том, что целью здесь является не предметный, а личностный результат.

во главу угла ставится личность ребенка. Где же, как не в семье формируется личность? Еще Ж.-Жак Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньшее влияние, чем предыдущий. Родители и воспитатели детского сада являются теми предыдущими по отношению ко всем остальным: учителю начальных классов и учителям предметникам. Как справедливо отметила Марина Цветаева, человека нужно искать в детстве – там корни. Скажи мне, как прошло твое детство, и я скажу, что принесет тебе будущее…

Детство – тот уникальный период, когда закладываются черты характера, формируются основные модели поведения, отношение к себе и к окружающему миру. Вот почему так важно не пропустить столь значительный этап формирования человека, как его детство, и по возможности предложить ребенку конструктивные, позитивные, жизнеутверждающие идеи.

Задача взрослых заключается не просто в подготовке ребенка к школе: ознакомлении с явлениями окружающего мира, помощи в овладении навыками чтения и письма, формировании элементарных математических представлений. Самое главное – мы должны заложить прочный фундамент для успешной и счастливой жизни в будущем.

Из чего же складывается эта успешность?

Как можно научить ребенка успешности?

Давайте попробуем составить «портрет» успешного человека.

Это человек, который:

  • не боится  трудностей;
  • умеет и знает, как их преодолевать;
  • умеет делать адекватный выбор;
  • умеет ставить цели, соотносить свои возможности с поставленной целью и достигать  ее;
  • умеет  признавать свои ошибки и учиться на них;
  • верит в  собственные силы;
  • умеет выражать и отстаивать свое мнение при этом уважает точки зрения других      людей;
  • умеет общаться и договариваться с людьми;
  • умеет  увидеть «необычное» в «обычном».
  • такой  человек постоянно находится в состоянии самоизменения и саморазвития.

Всему этому необходимо учить детей с самого раннего возраста. 
Для этого не обязательно выделять отдельное время или проводить специальные занятия. Все эти качества можно и нужно формировать каждую минуту, когда вы общаетесь со своим ребенком.

Задача взрослого – не отсекать даже самые абсурдные детские варианты ответов, подвести ребенка к тому, что просто в данной ситуации этот способ не подходит. И так, из занятия в занятие, системно дети сталкиваются с ситуациями затруднения и сами преодолевают их. Это способствует формированию такого важного качества, как стрессоустойчивость. 
Стрессоустойчивость – это способность человека адаптироваться к различным благоприятным и неблагоприятным условиям среды, не пасовать перед трудностями, а стараться искать и находить наиболее оптимальный выход из любой жизненной ситуации. Кроме того, это еще является хорошей профилактикой наркомании. Учеными доказано, что на формирование предрасположенности к наркозависимому поведению существенно влияет такая психологическая особенность личности, как низкая стрессоустойчивость.

Дети сталкиваются на занятиях с затруднениями, пытаются самостоятельно их решить и, естественно, совершают ошибки. Ведь ситуацию затруднения создается взрослым сознательно, заведомо зная, что для решения данной задачи у детей не хватает определенных знаний или умений.

Как результат, у самих детей возникает потребность узнать, научиться.

И если на занятиях по традиционной системе совершить ошибку – это плохо и стыдно (нас учили именно так!), за нее ребенок получает негативную оценку и нарекание со стороны взрослого. То теперь педагогу очень важно дать ребенку возможность совершить ошибку, не торопить его своими подсказками, и тем более не ругать за неправильный ответ.

Пусть ребенок ошибется, а затем САМ найдет свою ошибку, признается в том, что он чего-то не знает.

Маленький человечек начинает понимать, что ошибаться – не страшно, главное – научиться извлекать уроки из своих ошибок, искать способы их устранения. Признавая право ребенка на ошибку, мы способствуем развитию его адекватной самооценки, снижаем уровень тревожности.

Что еще мы делаем, чтобы сформировать у ребенка уверенность в своих силах, положительное отношение к самому себе?

На занятии создается ситуация успеха для каждого ребенка.

Дети все разные, у кого-то из них больше склонность к математике, кто-то более силен в гуманитарных предметах. Но при этом очень важно на любом занятии заметить и отметить пусть даже самую маленькую победу каждого. Тогда ребята с удовольствием занимаются, стараются, получают жизненно важную установку:

«Я могу!»

много заданий, которые дети выполняют в группах. Мы учим детей договариваться между собой, выражать свою точку зрения. Если между детьми возникают какие-либо трения, взрослому не следует сразу же бежать на помощь, надо дать возможность детям самим разрешить конфликтную ситуацию. Все это им обязательно пригодиться и в школьной и во взрослой жизни.

Говоря о том, что мы учим детей ставить цели, находить способы и средства достижения этой цели, отстаивать свое мнение, обязательно стоит помнить о воспитательной стороне занятий. Нельзя, чтобы у них сформировалась установка «Цель любой ценой!» Очень важно сформировать в наших детяхправильные ценностные ориентиры: уважение и терпимость к окружающим людям, бережное отношение к своему здоровью, к природе. Обо всем об этом и многом другом мы говорим с ребятами на занятиях.

И, конечно же, не стоит забывать, что все наши занятия проходят в игре. Игра, как вы помните, ведущая деятельность в этом возрасте. Дети играют, ходят в гости к сказочным героям, участвуют в различных приключениях и даже не догадываются о том, какая серьезная внутренняя работа происходит в этот момент.

Формируется ценная установка на всю жизнь:

«Учиться – интересно!»

Так мы формируем важную характеристику личности – готовность к самообучению и саморазвитию.

Усилия взрослых встречаются и взаимодействуют с собственной активностью ребенка, которую можно описать в виде коротких фраз:

  • «я хочу сам»;
  • «я могу»;
  • «я имею право на ошибку»;
  • «хочу этому научиться»;
  • «мне интересно»;
  • «как  здорово, что у меня это получается»;
  • «я хороший»;
  • «мне важно, чтобы меня любили»;

Как видите, казалось бы, на обычных занятиях по математике можно готовить детей не просто к школе, а к жизни.

Итак, давайте, подведем итоги. 
Что делает взрослый (воспитатель, родитель), который способствует развитию ребенка, росту его личности, его культурному обогащению? 
Вот далеко неполный список форм участия:

  • воздерживается  от вмешательства в дела ребенка;
  • признает  право ребенка на ошибку;
  • дает  возможность ребенку столкнуться с посильным для него затруднением;
  • привлекает к занятиям;
  • озадачивает, будит мысль;
  • вовлекает, увлекает;
  • создает «ситуации успеха»;
  • поддерживает, верит в ребенка;
  • заражает энтузиазмом, вдохновляет;
  • служит  примером.

Мы уверены, что если мы объединим свои силы, и будем воспитывать наших детей, придерживаясь единых принципов воспитания, то поможем им стать более успешными и счастливыми!

Education - This is a contributing Drupal Theme
Design by WeebPal.