Официальный сайт МОУ СОШ №14 г. Кимры

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Рекомендации психолога при подготовке к ГИА и ЕГЭ

Готовимся эффективно: что учесть?

Что может послужить твердой базой для вашей подготовки? Во-первых, школьные уроки. Не сбрасываем их со счетов, ведь учителя в школе уделяют много внимания подготовке к ЕГЭ и ГИА. Во-вторых, самоподготовка. В-третьих, специализированные курсы. И, наконец, занятия с репетитором. Очные или, например, с онлайн репетитором. Вам обязательно понадобиться помощь какого-нибудь преподавателя, чтобы вы смогли эффективно подготовиться. Чтобы было кому проверить сочинения или эссе для части С, например, когда будете решать тесты при самоподготовке. Будет это школьный учитель или репетитор, не так важно. Главное, чтобы было к кому обратиться за помощью и контролем.
С чего начать подготовку? Выясните реальный уровень своих знаний. Для этого возьмите тесты ЕГЭ за 2013 год, засеките время – все, как на настоящем экзамене. Заданиям, с которыми вы не смогли справиться или в которых допустили ошибки, и соответствующим им темам надо будет уделить больше всего внимания. Пометьте на бумаге эти задания и эти темы. Теперь перед вами предварительный план подготовки.
Помните еще: чтобы успешно подготовиться к ГИА или ЕГЭ, надо не только читать много учебников, решать много тестов, но и много говорить. Например, с вашим репетитором. Это, во-первых, развивает речь – на экзамене будет легче формулировать мысли в тех заданиях, которые требуют развернутого ответа. А во-вторых, развивает мышление. И еще много писать: сочинения, эссе и т.п. Это поможет отточить навыки письма и повысить грамотность. Пригодится непременно – ведь от экзамена по русскому языку не избавлен никто.
Как правильно подготовиться к ГИА и ЕГЭ
Здесь мы набросали для вас небольшой список того, что поможет вам продуктивно готовиться к экзамену.
Осознайте, что обязательные предметы и те, что вы выбрали сами, одинаково важны. Поэтому уделяйте достаточно времени всем.
Распределите предметы, по которым будете готовиться, по дням недели. Можно прямо на календаре разметить себе график занятий. Повторять несколько предметов в один день не стоит – в голове будет настоящая каша.
Чередуйте предметы и задачи в течение недели. Например, в понедельник можно учить новый материал или решать незнакомые задачи. А во вторник заняться повторением. И так дальше всю неделю. А еще можно менять недели. Например, следующий понедельник начать с повторения, а во вторник взяться за новое.
Отведите занятиям 1,5-2 часа каждый день. И не забывайте делать перерывы, чтобы отдохнуть. Поучились 40 или даже 20 минут (обычно через 20 минут внимание начинает рассеиваться) – отдохните минут 10. Оставьте себе воскресенье для законного отдыха.
Свой перерыв в занятиях не торчите у компьютера или телевизора. Лучше встаньте и разомнитесь: пресс покачайте, например. Тогда к лету у вас будет не только светлая голова, но и красивое тело. Или вымойте посуду. Или просто полежите минут 10 с закрытыми глазами в тишине – дайте мозгу расслабиться, а глазам отдохнуть.
Организуйте себе правильное рабочее место. Уберите со стола все, что отвлекает: спрячьте журналы с яркими обложками, засуньте подальше телефон, избавьтесь от хлама.
Составляйте себе план на день. Список того, что нужно сделать за сегодня. И пройденные этапы вычеркивайте – вам понравится наблюдать, как длинный список неотложных дел постепенно сокращается.
Повторяйте материал по вопросам. Например, тому плану, который вы себе набросали во время самого первого тренировочного теста, о котором говорилось выше.
Структурируйте материал. Делайте себе короткие конспекты, выписывайте на карточки даты, формулы и термины, рисуйте блок-схемы, составляйте списки и стройте чертежи. Это не только поможет лучше все понять и запомнить, но и пригодится при повторении.
Старайтесь понимать, а не зубрить. Из-за стресса можно растеряться и забыть все выученное. Но то, что вы смогли понять, останется с вами.
Выполните как можно больше опубликованных тестов по каждому предмету.
Управляйте своим временем – не позволяйте ему управлять вами.

Как лучше подготовиться к экзаменам с помощью тайм-менеджмента.
Управлять своим временем вам поможет тайм-менеджмент. Есть несколько популярных техник, которые пригодятся и для подготовки к экзаменам.
Большую и сложную задачу разбивайте на маленькие, которые легко сделать за один раз. Например, большую тему в учебнике разбейте на параграфы и подпункты. Проработали один – отдохнули – взялись за следующий.
Внимательно посмотрите на список дел, которые наметили себе на день. Наверняка есть такие пункты, которые выполнять вам приятнее. Вот с них и начните. Выгуляйте собаку, полейте цветы, набросайте конспект. Главное, начать, «раскачаться» - дальше пойдет по накатанной.
Используйте секундомер. Засеките себе 20, 30, 40 минут – как вам комфортнее. Пока время идет, вы учитесь. Как только секундомер просигналил, бросаете учебу на любом этапе. Хоть на полуслове. И идете отдыхать свои законные 10-15 минут. Когда вернетесь, вам будет что продолжать. Это легче, чем начинать новую задачу с нуля.
Создавайте себе рабочее настроение. Читать в принципе вполне можно под легкую, ненавязчивую музыку. Лучше всего без слов или на неизвестном вам языке. Или настолько знакомую и заезженную, чтобы не хотелось вслушиваться в слова. Можно составить себе вдохновляющий плей-лист. Если все время заниматься под него, скоро у вас, как у собаки Павлова, появится своеобразный рефлекс: заиграл знакомый трек – пора учиться.
Как подготовиться к ЕГЭ по математике и физике
Конечно, для каждого предмета есть и свои специфические рекомендации. Например, когда беретесь за математику, уясните: все задания в тесте можно разделить на 4 большие группы: задачи на базовые знания, задачи по алгебре, задачи по геометрии и сложные задания из части С (№5 и №6 в частности). Подготовку надо строить так, чтобы проработать каждую из групп. Например, уделить достаточно внимания базе, без нее вы с остальными группами не справитесь. Сюда входят основные свойства геометрических фигур и связанные с ними формулы, основные понятия из алгебры.
Имеет смысл тщательно повторить (или заучить) тригонометрию (свойства функций, формулы приведения, методы решения уравнений и проч.).
В геометрических задачах половина успеха – хорошо построенный чертеж. На который надо нанести все, что дано в условиях задачи. И все, что вам известно о конкретной фигуре и ее свойствах, – тоже может пригодиться.
Главное, помните: ключ к любому сложному заданию – надо свести его к простой задаче на основе базовых знаний. Именно поэтому они так важны. Даже если перед вами запутанное уравнение со многими неизвестными или сложное неравенство, их всегда можно упростить или преобразовать. И получить в итоге уравнение или неравенство, чертеж или схему из вашей «базы».
Да, кстати, повторите формулы сокращенного умножения – они вам точно пригодятся.
При подготовке к физике надо много внимания уделить теории (физику надо именно понимать, чтобы хорошо решать задачи) и практике решения задач. Не зацикливайтесь только лишь на тестах ЕГЭ, обязательно используйте популярные сборники задач.
Уясните, что невозможно хорошо сдать физику, если плохо знаешь математику. И еще приобретите заранее хороший, «взрослый» калькулятор – он гораздо эффективнее, чем тот, что есть у вас в телефоне.
Как подготовиться к ЕГЭ по русскому и литературе.
Заведите себе такое правило: раз в неделю делайте части А и В из тестов ЕГЭ по русскому языку, раз в 2 недели пишите сочинение. И если хотите получить высокий балл, выбирайте самые сложные варианты тестов и сочинений.
Уделите особое внимание повторению орфограмм (в том числе слитному, раздельному и дефисному написанию слов), знакам препинания на стыке союзов, морфологии – очень много школьников «засыпается» на этом.
С литературой все предельно ясно: читать и еще раз читать. И не краткие пересказы (в них часто встречаются ошибки), а первоисточники. Еще повторите теорию литературы, биографии писателей. Полезно выписывать понравившиеся вам цитаты из произведений. Можно даже завести себе такой специальный литературный дневник для этого. Заносить в него тезисами тему и идею произведения, имена персонажей, основные события, цитаты. Все это поможет вам при повторении: можно быстренько пролистать накануне экзамена и освежить материал в памяти.
Как подготовиться к ЕГЭ по истории и обществознанию.
Когда готовитесь к истории, выносите даты, имена исторических личностей, важные события на карточки. Так и запоминается лучше, и повторять удобнее. Постарайтесь, чтобы львиная доля времени (до 80%) уходила на чтение пособий. И только оставшаяся его часть – на тренировочные тесты. Кстати, если завести себе карту или атлас, на которые можно наносить исторические области, схемы сражений и т.п., запоминать эти события станет проще. И вспомнить их потом окажется легче.
Попробуйте еще пересказывать прочитанное кому-нибудь, да хотя бы и себе самому, вслух. Это тоже упрощает запоминание. Этот же метод верен и для обществознания. Только тут вам потребуются не только школьные учебники, а еще и книги по экономике, социологии, культурологии, политологии. А еще текст Конституции и словари.
Информацию к каждому вопросу собирайте в отдельную папочку, для каждого можно также набросать краткий план ответа.
Чтобы легче запомнить термины, выписывайте их на карточки. Можно даже развесить их на самоклейках по дому, чтобы чаще попадались на глаза.
И не забывайте держать руку на пульсе событий: следите за новостями общественной жизни. Ведь для успешной сдачи ЕГЭ по обществознанию вам потребуется широкий кругозор и наличие собственного мнения. Учитесь не только запоминать, но и думать, анализировать.

Накануне экзамена

Многие считают: для того чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной, последней перед ним ночи. Это неправильно. Ты уже устал, и не надо себя переутомлять. Напротив, с вечера перестань готовиться. Выспись как можно лучше, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением своего здоровья, силы, «боевого» настроя. Ведь экзамен – это своеобразная борьба, в которой нужно проявить себя, показать свои возможности и способности.

Как вести себя во время экзаменов

Одежда должна быть спокойных тонов. Постарайтесь избегать чересчур ярких, кричащих цветовых сочетаний в одежде, слишком вызывающих деталей костюма, чтобы не спровоцировать отрицательных эмоций у людей, с которыми предстоит вступить в контакт во время экзамена. Всегда помните о чувстве меры. Ничего лишнего! А вот после экзамена — все что хотите.

Рекомендации по поведению до и в момент экзамена

 1. За день до начала экзамена постарайся ничего не делать. Если ты чего-то не доучил, лучше не пытайся. "Перед смертью не надышишься". Отдыхай.

 2. Перед экзаменом обязательно хорошо выспись.

 3. И вот ты перед дверью класса. Успокойся! Скажи несколько раз: "Я спокоен! Я совершенно спокоен". Иди отвечать в первых рядах. Чем дольше ты не будешь заходить в кабинет, и оставаться в окружении переживающих одноклассников, тем больше будет нагнетаться напряжение, чувство неуверенности, страха.

 4. Приведи в порядок свои эмоции, соберись с мыслями.

 5. Смело входи в класс с уверенностью, что все получится.

 6. Сядь удобно, выпрями спину. Подумай о том, что ты выше всех, умнее, хитрее и у тебя все получится. Сосредоточься на словах "Я спокоен, я совершенно спокоен". Повтори их не спеша несколько раз. Мысли отгонять не стоит, так как это вызовет дополнительное напряжение. В завершение сожми кисти в кулаки.

 7. Выполни дыхательные упражнения для снятия напряжения:

 — сядь удобно, глубокий вдох через нос (4–6 секунд), задержка дыхания (2–3 секунды), выдох.

 8. Слушай внимательно, чтобы не отвлекаться в дальнейшем и не задавать лишних вопросов об оформлении тестирования. Тебе все объяснят: как заполнить бланк, какими буквами писать, как кодировать номер школы и т.д.

 9. Постарайся сосредоточиться и забыть об окружающих. Для тебя существуют только часы, регламентирующие время выполнения теста, и бланк с заданием. Торопись не спеша. Читай задания до конца. Спешка не должна приводить к тому, что ты поймешь задание по первым словам, а концовку придумаешь сам.

 10. Просмотри все вопросы и начни с тех, в ответах на которые ты не сомневаешься. Тогда ты успокоишься и войдешь в рабочий ритм. В любом тесте есть вопросы, ответы на которые ты прекрасно знаешь, только соберись с мыслями.

 11. Когда приступаешь к новому заданию, забудь все, что было в предыдущем, — как правило, задания в тестах не связаны друг с другом.

 12. Действуй методом исключения! Последовательно исключай те ответы, которые явно не подходят.

 13. Если ты сомневаешься в правильности ответа, тебе сложно сделать выбор. Доверься своей интуиции!

 14. Оставь время для проверки своей работы хотя бы для того, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки.

 15. Стремись выполнить все задания, но помни, что на практике это нереально. Ведь тестовые задания рассчитаны на максимальный уровень трудности, а для хорошей оценки достаточно одолеть 70% заданий.

Чтобы успешно сдать экзамены…

  1. Школьнику нужно понять, что родители в силу своей занятости вряд ли смогут помочь ему в подготовке к экзамену, поэтому готовиться, скорее всего, придется самостоятельно. Ни в коем случае нельзя пропускать занятия по предметам, которые в конце года придется сдавать в виде ЕГЭ или ГИА. Именно на  уроках ученик получает базовую информацию, на которую в дальнейшем наслаивается более сложный материал.
  2. Помните о том, что успех на экзамене нужен вам и никому другому, поэтому для успешной его сдачи придется позабыть о лени и не откладывать подготовку на потом. За два-три месяца до экзамена невозможно овладеть всем материалом даже на хорошем уровне. Лучше всего приступать к подготовке в сентябре, чтобы успеть. В течение дня обязательно уделяйте полтора-два часа на подготовку к экзамену. В выходные можно уделить подготовке до четырех часов, но лучше разбить это время на несколько частей.
  3. Выписывайте все правила, которые получаете на тех предметах, по которым вам придется сдавать экзамены, в отдельные тетради. Для лучшего усвоения материала попытайтесь систематизировать его в виде схем или таблиц. Так вы задействуете зрительную и двигательную память и сможете запомнить  определенное количество информации. Заучивание правил не поможет вам, если вы не понимаете их сути, поэтому нужно начать понимать, о чем идет речь в том или ином случае.
  4. Обзаведитесь книгами с тренировочными заданиями по ЕГЭ или ГИА, в них вы можете ознакомиться с условиями проведения экзамена, поуровневым распределением заданий и другой полезной информацией. Решайте задания из этих книг, это поможет вам привыкнуть к типам заданий и даст понимание того, с какими сложностями вы можете встретиться при сдаче экзамена.
  5. Консультируйтесь с преподавателем по предмету, в успешной сдаче которого вы уверены меньше всего. Проверяйте себя по справочникам и материалу, который вам давали в школе. Выполняйте все домашние задания и готовьтесь к урокам, поскольку новый материал всегда основывается на базовых теоретических знаниях.
  6. Во время подготовки к экзаменам не забывайте об отдыхе, старайтесь высыпаться. Лучше всего не пытаться заниматься ночами перед экзаменом. Не пытайтесь готовить шпаргалки  и уж тем более брать их на экзамен. Вас могут удалить со сдачи ЕГЭ, если вы будете списывать.

Память. Приемы организации запоминаемого материала.

Память - это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение информации. Для записи информации в память необходимо придать мыслям нужную упорядоченную структуру. Любая организация запоминаемого материала облегчает работу памяти. Особенно эффективны мнемотехнические приемы (приемы запоминания), так как снабжение образующихся следов памяти "опознавательными знаками", или "адресами", намного упрощает доступ к ним. Искусство хорошего использования памяти состоит в умении удачно выбирать такие знаки.

Существуют определенные приемы работы с запоминаемым материалом,  такие как:

Группировка — разбивка материала на группы по каким-либо основаниям (смыслу, ассоциациям и т. п.).

Выделение опорных пунктов — фиксация какого-либо краткого пункта, служащего опорой более широкого содержания (тезисы, заглавие, вопросы излагаемого в тексте, примеры, шифровые данные, сравнения и т. п.).

План — совокупность опорных пунктов.

Классификация – распределение каких-либо предметов, явлений, понятий по классам, группам, разрядам на основе определенных общих признаков.

Структурирование — установление взаимного расположения частей, составляющих целое.

Схематизация (построение графических схем) — изображение или описание чего-либо в основных чертах или упрощенное представление запоминаемой информации.

Ассоциации — установление связей по сходству, смежности или противоположности.

Психологи раскрыли секрет магической "семерки" (семь бед – один ответ; семеро одного не ждут; семь раз отмерь – один раз отрежь и т. д.). Оказывается, таков в среднем объем нашей оперативной памяти. При одновременном восприятии она способна удержать и затем воспроизвести в среднем лишь семь объектов. Причем семь букв запоминаются не легче, чем семь слов и даже семь фраз.

 Поэтому, если подлежащего заучиванию материала очень много, лучше разбить его на большие смысловые куски, стараясь, чтобы их количество не превышало семи. И еще один вывод следует из этого правила: смысловые куски материала необходимо укрупнять и обобщать, выражая  главную мысль одной фразой.

 Ведь для запоминания и одного предложения, и одной мысли, в которой заключается смысл двухстраничного текста, требуется сравнительно одинаковый объем памяти. Вот что писал по этому поводу американский психолог Миллер, который открыл это явление: "Это похоже на то, как если бы вам пришлось носить все ваши деньги в кошельке, который может вместить только семь монет. Кошельку совершенно безразлично, будут ли эти монеты пенсами или серебряными долларами".

Некоторые закономерности запоминания

 1. Трудность запоминания растет непропорционально объему. Большой отрывок учить полезнее, чем короткое изречение.

 2. При одинаковой работе количество запоминаемого тем больше, чем выше степень понимания.

 3. Распределенное заучивание лучше концентрированного. Лучше учить с перерывами, чем подряд, лучше понемногу, чем сразу все.

 4. Эффективнее больше времени тратить на повторение по памяти, чем на простое многократное чтение.

 5. Если работаешь с двумя материалами — большим и поменьше, разумно начинать с большего.

 6. Во сне человек не запоминает, но и не забывает.

Методы активного запоминания

Золотое правило хорошего запоминания — интеллектуальная работа с материалом. Методы активного запоминания включают в себя интеллектуальную  работу с текстом. Разберем некоторые из них сейчас.

Метод ключевых слов.

Что такое ключевое слово? Это своеобразный "узел", связывающий хранящуюся в памяти информацию с нашим непосредственным сознанием и позволяющий нам ее воспроизвести. Для запоминания какой-либо фразы достаточно выделить 1-2 главных (ключевых) слова и запомнить их, после чего стоит только их вспомнить, как вспомнится вся фраза.

 Этот метод можно применить и при запоминании больших по объему текстов, составляя цепочку ключевых слов, следующих друг за другом и связанных между собой. Для этого запоминаемый текст разбивается на разделы. В каждом из разделов выделяются основные мысли, для каждой из них выделяется минимальное количество ключевых слов, которые необходимо связать между собой и запомнить. Таким образом, формируется некоторый костяк текста, содержание и форму которого можно воспроизвести, восстанавливая в памяти ключевые слова.

Метод повторения  И. А. Корсакова (основные принципы)

1. Необходимо повторить информацию в течение 20 секунд сразу после ее восприятия (имена, телефоны, даты и т. п.), так как самая большая потеря информации приходится на первые стадии запоминания, следующие непосредственно за восприятием.

 2. Промежутки времени между повторениями информации нужно по возможности удлинять. Предположим, если на подготовку дается 7 дней, а материал требует не менее пяти повторений, то работа может быть построена так:

 1-й день —2 повторения;

 2-й день — 1 повторение;

 3-й день — без повторений;

 4-й день — 1 повторение;

 5-й день — без повторений;

 6-й день — без повторений;

 7-й день — 1 повторение.

 3. Количество повторений должно выбираться с некоторым запасом. Следует придерживаться простого правила: число повторений должно быть таким, чтобы в течение необходимого промежутка времени информация не пропадала.

 Если вы хотите запомнить информацию только на несколько дней, то после непосредственного ее восприятия рекомендуем повторить материал сначала через 15-20 минут, затем через 8-9 часов. И еще раз, через 24 часа.

"Зубрежка"

Бывает так, что какой-то материал ну совершенно "не идет". В этом случае можно прибегнуть к банальной зубрежке. Конечно, много так не выучишь, но этот способ можно применять, в крайнем случае. У этого способа запоминания материала тоже есть свои правила.

 Какова процедура "зазубривания":

повтори про себя или вслух то, что нужно запомнить;

повтори через 1 секунду, через 2 секунды, через 4 секунды;

повтори, выждав 10 минут (для запечатления);

для перевода материала в долговременную память повтори его через    2-3 часа;

повтори через 2 дня, через 5 дней (для закрепления в долговременной памяти).

Как запомнить большое количество материала

 Повторяй материал по вопросам. Вначале вспомни и обязательно кратко запиши все, что знаешь, и лишь затем проверь правильность дат, основных фактов. Читая учебник, выделяй главные мысли — это опорные пункты ответа. Научись составлять краткий план ответа отдельно на каждый вопрос на маленьких листочках. В последний день перед экзаменом просмотри листочки с кратким планом ответа.

ЖЕЛАЕМ УСПЕХОВ!

Телефон доверия

 

 

 

ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ


Электронный сервис для подачи обращений/жалоб/предложений   НАПИШИТЕ НАМ


Консультации по оказываемым услугам НАПИШИТЕ НАМ


 

Права ребенка

 
Education - This is a contributing Drupal Theme
Design by WeebPal.